Миф и религия: Отличия. Глава 1.
Миф – это не фантазия. Миф был единственным способом удержания, сохранения и передачи опыта. Миф – это не просто история, которую рассказывают, это реальность, которой живут. Мышление на основе внушения - есть и было мифологическое мышление.
Миф не знал абстракций ((Абстракция – нужный и достойный компонент философии); (молоко белое, мел белый, снег белый, лист бумаги белый)). Вера первобытного человека – это не религиозная вера, а доверие индивида к общине.
Вещи и их образы в мифе совпадают, образуя замкнутую символику. Символ связывал человека и миф.
Власть над индивидуумом осуществлялась в авторитарной форме. Объединение в общность происходило через образ передка.
Мифологический бог мыслится природным, как и сам человек. Отношение к богу и человеку не сакральное (не святое, не священное).
Значение мифа состоит в сознании этнической, языковой и культурной общности. Миф мобилизует сплоченность, от которой зависит выживаемость. Миф требовал подчинение индивидуума.
Отдельный индивид не отделяет себя от рода и не размышляет над собой. Человек предстоит как физическое тело. Мир для архаичного (древнего) сознания человека, его взгляд на природу не теоретический, а симпатический.
Миф своим «утверждением» нерушимого единства и непрерывности жизни отрицал смерть. Жизнь человека не имеет границ в пространстве и времени, она простирается на всю природу.
Мыслительная деятельность не выражалась в слове, она была не критичной, не размышляющей. Миф не знает диалога, в котором содержится критика.
Мышление становится познанием, лишь тогда, когда начинает размышлять над собой. Архаичное сознание внушает субъективировано (уподобило себе) объективный мир.
Мифологическое сознание внушает, а не объясняет. Содержание мифомышления – это совокупность того, что запрещено. Первобытный человек осваивал свое событие эмоционально-ассоциативным образом. Это давало нечеткое развлечение образа и предмета реального, мнимого и действительного.
[/]